Речевое насилие

Речевое насилие

 

 

Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью детей

 

Мы все хорошо знаем, что слово имеет серьёзное воздействие на человека. Мы помним, что слово – и лечит, и калечит. Сегодня предлагаю поразмышлять на тему «Речевое насилие. Что это такое? Как и чем оно угрожает детскому здоровью».

Речевое насилие (как составная часть психологического насилия)– это одна из четырёх основных форм жестокого обращения с детьми. Психологическое (или эмоциональное) насилие – это совершенное по отношению к ребёнку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей, вызывает у ребёнка состояние эмоционального напряжения, подвергает опасности возрастное развитие его жизни.

Итак,  речевое насилие совершается с помощью речи. Оно представляет угрозу психическому и психологическому здоровью ребёнка.

К речевому насилию относятся: угрозы в адрес ребёнка, замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка ( в том числе, публичные унижения); принижение его успехов; постоянная критика в адрес ребёнка; подавление инициативы; обвинение в адрес ребёнка (брань, крики); наказание за неправильный ответ; некорректное высказывание о внешнем виде; отказ в утешении, когда дошкольник действительно испуган или подавлен; негативная характеристика ребёнка; перекладывание на ребёнка ответственности за свои неудачи; открытое признание в нелюбви и ненависти к ребёнку.

Хотя речевое насилие порой не замечается, поскольку не оставляет видимых следов, в отличие от физического, последствия могут быть катастрофическими. Известны случаи суицидов из-за оскорблений, присвоения унизительного прозвища и т.д. Душевные раны, нанесённые словом, не заживают годами. Особая опасность речевого насилия состоит в том, что оно может перерасти в насилие, представляющее угрозу для жизни человека. Испытанная в детстве жестокость часто приводит к тому, что в дальнейшем дети стремятся разрешать свои проблемы посредством насильственных действий. Пережитое речевое насилие оказывает влияние на всю последующую жизнь человека. Исследования показывают, что у людей, повергшихся речевому насилию, в 1.5 раза чаще наблюдаются симптомы депрессии и тревожности. Со временем дети начинают верить негативным оценкам, которые высказываются в их адрес, и используют их как объяснение всего того, что им не удаётся в жизни. (Помните сказку про Алису?)

Один из вариантов грамотного взаимодействия с ребёнком это так называемое «Я- сообщение». Осуждая, порицая, критикуя ребёнка, мы чаще всего задеваем его личностные качества и тем самым не способствуем развитию у него ответственности за конкретные поступки, а также формируем неадекватную самооценку. Давая обратную связь в виде «Я-сообщения», мы демонстрируем ребёнку наше отношение к его поведению через вербализацию собственных эмоций и чувств, предоставляем ему выбор изменить своё поведение или продолжить его, но затем нести ответственность за последствия.

И, пожалуй, главный вопрос - что делать родителям, чтобы ситуаций речевого насилия не возникало? Необходимость негативной оценки поведения ребёнка отпадёт, если в семье есть дисциплина и выполняются правила поведения. Мы привыкли к тому, что соблюдать правила детей можно только заставить. Странным кому-то покажется мнение психологов о том, что дети сами нуждаются в правилах и ограничениях, что они рады их соблюдать, вот только бы были условия.

Вывод следующий. Для того чтобы в семье был минимум ситуаций речевого насилия необходимо:

1.      -осознать родителям его вред;

2.      -овладеть техниками саморегуляции;

3.      -уметь своевременно отреагировать свои негативные эмоциональные состояния;

4.      -предоставлять ребёнку обратную связь относительно его поведения, ввести привила, ограничения на его действия.

Правильная реакция на речевое насилие может способствовать сохранению психологического здоровья и детей, и взрослых.

В следующей статье мы подробно разберём технику «Я-сообщений».

 

 

                                                            

Дата последнего обновления страницы 29.10.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения