Формирование социокультурных компетенций здорового образа жизни на логопедических занятиях

Формирование социокультурных компетенций здорового образа жизни на логопедических занятиях

 

 

Формирование социокультурных компетенций

здорового образа жизни на логопедических занятиях

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,  прочность знаний, вера в свои силы»

                 В.А. Сухомлинский

       За последние годы увеличилось количество детей имеющих те или иные речевые нарушения. Среди них не мало малышей с тяжёлыми нарушениями речи.  Почти каждый из ребят  наблюдается у невропатолога. Многие соматически ослабленные, часто болеющие дети. Поэтому  в настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

  Проблема  формирования социокультурных  компетенции здорового образа жизни на данный момент актуальна, своевременна и в тоже время сложна. Известно, что в дошкольном возрасте закладываются фундамент психофизического здоровья. Именно на этом этапе происходит быстрое развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, привычки, отношение к себе и к окружающим. Именно на этом этапе важно сформировать базу навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в соблюдении личной гигиены, систематических занятиях физической культурой и спортом, обучении приёмам сохранения собственного здоровья.

Таким образом, целевой установкой воспитания культуры здоровья дошкольников в работе учителя – логопеда является: создание условий для гармоничного развития личности дошкольника, учитывая индивидуальные показатели здоровья детей, создание устойчивой мотивации к здоровому и продуктивному стилю жизни и формирование здорового духовного, психически, социально адаптированного, физически развитого человека. С целью реализации поставленной задачи составление годового плана, конспектов занятий проводимых с детьми, ведётся с учётом: возрастных и индивидуальных психофизических  особенности  детей. Воспитание  социокультурных компетенций здорового образа жизни дошкольников на занятиях логопеда осуществляется через использование следующих здоровье сберегающих технологий:

артикуляционной гимнастики (развитие артикуляционного аппарата, беседы о гигиене полости рта)

дыхательной гимнастики (обучение правильному диафрагмальному дыханию, беседы о гигиене органов дыхания)

голосовой гимнастики (развитие голоса, беседы о гигиене голосовых связок)

пальчиковой гимнастики (развитее мелкой моторики рук)

использование подвижных игр, физкультминуток

логопедической  ритмики

гимнастического массажного коврика

массажных мячей, шишек

Здоровье сберегающие технологии осуществляются с опорой на определённые принципы:

«Не навреди!»;

сознательности и активности;

непрерывности здоровье сберегающего процесса;

систематичности и последовательности;

доступности и индивидуальности;

всестороннего и гармоничного развития личности;

системного чередования нагрузок и отдыха;

постепенного наращивания оздоровительных воздействий;

возрастной адекватности здоровье сберегающего процесса.

Главными воспитателями детей, являются семья. Каждый ребёнок берёт пример, в первую очередь, с собственного родителя, поэтому и они вовлечены в процесс освоения детьми социокультурных компетенций здорового образа жизни. Для реализации поставленной цели с родителями проводятся индивидуальные консультации, родительские собрания, групповые тренинги, мастер-классы, совместные с детьми практикумы, развлечения, игры, беседы.  

На индивидуальных консультациях мы ведём разговор с родителем о особенностях имеющихся у ребёнка в речи и здоровье. При необходимости рекомендуем получить консультацию психолога, дефектолога, отоларинголога, окулиста, невропатолога или психиатра, психотерапевта. Дети, имеющие проблемы в здоровье, проходят, назначенный врачом курс медикаментозного лечения, массажа, физиолечения.

На групповых консультациях родители учатся приёмам логопедического самомассажа, азам лого ритмики, разучивают дыхательные упражнения.

На совместных с детьми практикумах учатся правильно проводить артикуляционную и голосовую гимнастику. Знакомятся с приёмами самомассажа.

    На мастер – классах знакомим взрослых со сказкотерапией, которая используется в нашей работе для психотерапевтической и развивающей работы. Рекомендуем  родителям, читая детям сказки, правильно строить беседы по ним, делать совместные выводы, учить детей пересказывать сюжет произведения, сочинять собственные сказки.

Таким образом проводимая нами работа позволяет привлечь родителей к совместной работе по оздоровлению ребёнка дошкольника в течении коррекционного процесса.

Немаловажную роль играют в коррекционном процессе воспитатели и  специалисты,  работающие в детском саду. Каждый из них делает свой вклад в формирование социокультурных компетенций здорового образа жизни. С целью улучшения качества коррекционной работы ведём консультирование воспитателей.

Профилактика нарушений речи у самых маленьких ведётся посредством лого ритмики, совместно с музыкальным руководителем нашего детского сада .

Используемые в комплексе здоровье сберегающие технологии формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Формы организации здоровье сберегающей работы:

1. Физкультурные занятия - это организованная форма обучения.

2. Утренняя гимнастика - это важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей.

3. Подвижные и спортивные игры - это игры с правилами, где используются естественные движения, и достижение цели не требует высоких физических напряжений.

 4. Пальчиковая гимнастика - это тренировка тонких движений пальцев и кисти рук.

 5.Артикуляционная гимнастика - это упражнения для формирования правильного произношения: выработки полноценных движений губ, языка, челюсти.

 6.Гимнастика для глаз - это упражнения для снятия глазного напряжения.

 7. Двигательно-оздоровительные физкультминутки- это динамические паузы для профилактики переутомления на занятиях интеллектуального цикла.

8. Бодрящая гимнастика - это переход от сна к бодрствованию через движения. 9.Корригирующая гимнастика - это система индивидуальных заданий, направленных на развитие и коррекцию конкретных видов движений и мышц. 10. Физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами.

11. Физкультурные прогулки.

 12. Физкультурные досуги.

 13. Спортивные праздники

 

Из этого следует, что применение в работе здоровье сберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно - образовательного  процесса. Формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка появляется стойкая мотивация  здорового  образа жизни.

 Подготовили учителя - логопеды детского сада:

                                               Белевич Татьяна Михайловна

                                               Сердюкова Елена Петровна

 

Дата последнего обновления страницы 29.10.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения